Изготовление сканного поясаСтраница 3
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых шариков, нужно нарезать равные отрезки проволоки. Затем их раскладывают щипчиками рядами в углубления, после чего направляют струю пламени. Расплавленный металл скатывается в углубления и застывает в виде шариков.
2.3 Припой
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и нарушать четкости узоров.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела, но каким образом неизвестно. Утерянный секрет невидимого припоя был раскрыт Ф.Я. Мишуковым.
Сущность метода: вместо припоя использовалась амальгама из золота, серебра и ртути. Этой амальгамой смазывали сканные узоры, после чего сильно нагревали. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись.
2.4 Ложная скань и зернь
Сканные украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и затраты времени. Ювелиры XII - XIII веков нашли способ проще: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получились литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рунком.
В XV и XVI веках сканной орнамент служил иногда матрицей для тиснения ручным способом на тончайших листах серебра. Выполненные таким образом вещи на первый взгляд производят впечатление сканных работ.
3 Изготовление сканного пояса
Изделие представляет собой пояс из 20 малых пластин и одной большой, подвижно скрепленных между собой. У изделия есть замок. (Рисунок 4)
Сначала изготавливаем полукруглые, сферические накладки. При помощи пуансона делаем в пластине серебра полукруглые выемки, вырезаем их ножницами по металлу, обтачиваем края надфилем. Приклеиваем на них зернь клеем — шеллак. Теперь кладем на асбестовую пластину. Проводим пайку.
Изготавливаем пластины. Из толстой крученой проволоки с помощью щипчиков создаем контур, спаиваем. Приклеиваем готовый контур на бумагу с готовым рисунком филиграни. По рисунку набираем узор из отдельных кусочков, приклеиваем. Приклеиваем сферические накладки. Кладем бумажку на стальную пластину, приматываем стальной проволокой. Производим пайку.
Готовые платины монтируем. Производим отбеливание.
Производим визуальный контроль на наличие неспаев, окалин от железа.
4 Приложение
|
Рисунок 1 — Золотой подлампадник. Новгород. 19 век.
Грановитая палата.
|
Рисунок 2 — Стопа. Конец 17 века. Москва.
Список используемых источников
1 Флеров А.В. Художественная обработка металлов, — М., Высшая школа, 1976 г.
2 Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань, — М.: Искусство, 1981 г.
3 Марченков В.И. Ювелирное дело: Практич. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа., 1992 г.