Виды, ремонт, обслуживание, устройство и эксплуатация колёсСтраница 14
Корпус, как правило, изготавливают из мягкой стали или из специального алюминиевого сплава. Идет борьба за уменьшение веса и минимизацию размеров шипа: от этих характеристик зависит его разрушающее действие (в первом приближении оно пропорционально массе шипа и квадрату его скорости). Появились даже корпуса из высокопрочной пластмассы, износостойкость их не так уж низка, но, увы, не в российских условиях. Встречаются и цельные шипы из минералокерамики, однако цена их слишком высока, а износостойкость недостаточна.
Сложилась и форма этого приспособления. Теперь их делят на однофланцевые и (в просторечии гвоздики) и многофланцевые. Среди шинников и те, и другие имеют своих приверженцев и противников. К примеру, фирма Нокиан Тайрс (Nokian Tyres) оснащает свою продукцию только многофланцевыми шипами, а Гудьир (Good Year) предпочитает однофланцевые.
Шипы противоскольжения устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые либо формуют в процессе изготовления шины, либо высверливают. Здесь тоже без своих премудростей не обошлось. Последний писк¦ - отверстия специальной формы, имеющие небольшую выборку под опорный фланец шипа.
Долго определялись и с необходимым и достаточным количеством этого приспособления в покрышке, искали оптимальный режим из работы. Сегодня шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора по определенной схеме и с таким расчетом, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно находилось не менее 8 и не более 12 шипов.
До последнего времени наиболее распространенными в России были финские (что естественно) шипы противоскольжения от фирм Тикка-Настат (Tikka-Nastat OY), Турванаста (Turvanasta), Скасон (Scason) и некоторых других. Ныне на российский рынок поступили изделия их крупнейшего мирового производителя - французской фирмы Южигрип (Ugigrip).
Кстати, Южигрип - единственное в мире предприятие, выпускающее шипы с самоустанавливающейся (!) твердосплавной вставкой. В процессе эксплуатации такой шип сохраняет постоянное выступание рабочей вставки над поверхностью протектора. В результате разрушающее воздействие шипов на дорожное полотно снижается, а шина при этом свои сцепные свойства не теряет.
Эксплуатация.
Есть простые и понятные каждому правила эксплуатации ошипованных шин, соблюдая которые, можно без особых забот наездить 40-45 тысяч километров.
Во-первых, на легковом автомобиле ошипованные покрышки следует ставить на все четыре колеса. В противном случае говорить о безопасности бессмысленно, ибо поведение всех колес должно быть одинаковым и предсказуемым в любой дорожной ситуации. Заметим, комбинации, при которых ошипованные покрышки устанавливаются только на переднюю или только на заднюю ось автомобиля, в некоторых ситуациях смертельно опасны.
Во-вторых, чтобы шипы окончательно встали на свои места, свежеошипованные колеса должны пройти примерно пятисоткилометровую обкатку на невысокой скорости (60-70 км/ч). В этот период следует избегать резких торможений или динамичных стартов.