Изготавление изделий из пласмассыСтраница 13
I. Составление поискового образа пластмассы:
- составление графа дерева свойств изделия,
- составление параметрического ряда и определение значения параметров,
- определение веса параметров с использованием метода расстановки приоритетов,
- установление порога совпадения поисковых параметров;
II. Порядок выбора:
- выбор материала по поисковым параметрам, начиная с наиболее ценного, методом последовательного приближения,
- при наличии нескольких равноценных марок материала сопоставление и выбор лучшей с помощью обобщенного показателя или по результатам опробования.
Выбор базовой марки полимера. Базовую марку полимера выбирают по вязкости (текучести) в зависимости от предполагаемого способа переработки (рис.9). Далее подбирают базовую марку по вязкости (текучести) в зависимости от конфигурации и размеров детали. В справочниках (на пластмассы) обычно приведены конкретные рекомендации по применению различных марок пластмасс. Выбор литьевых марок пластмасс для литья под давлением наиболее сложен, поэтому приведем его.
Выбор базовых марок для литья под давлением. Основными параметрами при этом являются толщина детали S и отношение длины детали к тощине L/S.
Типоразмер каждой литьевой машины характеризует: V - объем впрыскиваемого материала, Р - давление литья, Q - скорость впрыска и другие параметры и интервал толщины S получаемых изделий (рис.10). Малые толщины получают на машинах с небольшим V, большие - на машинах с большим V. Для каждого типоразмера машин выделяют характерный ассортимент деталей по отношению длины к толщине L /S (таб. 3).
Таблица 3.
Группы изделий по отношению длины изделия к толщине (L/S) и рекомендуемые марки полимера.
Объем вспрыска V, см в куб. | Номер группы марки (изделия) по S (см. рис. 10) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||
Номер группы изделия по L/S | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||
16 | 140-93 | 92-62 | <62 | 125-83 | 82-55 | <55 | 115-77 | 76-51 | <51 | 90-60 | 59-40 | <40 | |||
32 | 165-110 | 110-73 | <73 | 150-100 | 100-67 | <67 | 125-83 | 83-55 | <55 | 100-67 | 67-45 | <45 | |||
63 | 180-120 | 120-80 | <80 | 120-113 | 113-75 | <75 | 135-90 | 90-60 | <60 | 115-77 | 77-51 | <51 | |||
125 | 205-137 | 137-91 | <91 | 190-127 | 127-85 | <85 | 160-107 | 107-71 | <71 | 130-87 | 87-58 | <58 | |||
250 | 240-160 | 160-107 | <107 | 210-140 | 140-93 | <93 | 175-117 | 117-78 | <75 | 145-97 | 97-65 | <65 | |||
500 | 280-187 | 187-125 | <125 | 250-167 | 167-111 | <111 | 210-140 | 140-93 | <93 | 180-120 | 120-80 | <80 | |||
1000 | 315-210 | 209-140 | <140 | 275-183 | 182-122 | <122 | 230-153 | 152-102 | <102 | 190-127 | 126-85 | <85 | |||
Рекомендуемая марка | - | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | |||