Борьба за живучесть суднаСтраница 14
Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны) минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е. для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от диаметральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента — наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.
Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается производить только при затоплении с достаточной положительной остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.
При этом надлежит знать следующее:
заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью;
прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только с одной парой цистерн;
крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.
Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще большим креном.
Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляемости судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская его увеличения.
После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.
При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямления, необходимо:
перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по разным бортам и в разных отсеках;
расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не допускать снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды расположены близко к ватерлинии.
4. Борьба экипажа с обледенением судна.
При угрозе обледенения судна надлежит:
привести в готовность все имеющиеся на судне средства борьбы с обледенением;
прекратить промысловые и грузовые операции;
выбрать из воды и уложить в подпалубные помещения орудия лова, а при отсутствии такой возможности — закрепить по штормовому на штатных местах;
рыбные ящики на палубе разобрать, бочки и контейнеры с рыбой, тару, снаряжение и имущество, переносные механизмы и агрегаты убрать с палубы в 1рюмы и закрытые помещения, а имеющийся в трюмах и других отсеках судна груз разместить возможно ниже палубы переборок и надежно закрепить. Запрещается оставлять орудия лова в подвешенном состоянии;