Борьба за живучесть суднаСтраница 9
Начальная метацентрическая высота судна при всех вариантах нагрузки должна быть положительной, за исключением водоизмещения порожнем, при котором в некоторых случаях Регистром СССР разрешается отрицательное значение начальной метацентрической высоты. При этом для судов, имеющих «колодец» — открытое пространство на верхней палубе длиной не более 30% длины судна, ограниченное надстройкой и сплошным фальшбортом, снабженным полупортиками, производится проверка остойчивости судна при наличии воды в «колодце» по нижнюю кромку портиков в прямом положении судна с учетом поперечной погиби палубы. При наличии на судне двух или более «колодцев» принимается во внимание наличие воды в наибольшем из них.
Поскольку промысловые суда эксплуатируются и в районах интенсивного обледенения, к ним применяются нормы Регистра РФ, учитывающие влияния обледенения на остойчивость судна. При этом принимается количество намерзшего льда 30 кг/м2 на горизонтальные поверхности открытых палуб и 15 кг/м2 на площади парусности. Для диаграмм статической остойчивости, построенных с учетом обледенения, угол заката диаграммы должен быть не менее 55°.
Кроме того, Регистром РФ предъявляются следующие дополнительные требования к остойчивости рыболовных судов.
Остойчивость рыболовных судов должна проверяться в условиях промыслового рейса при следующих вариантах нагрузки: выход на промысел с полными запасами; возвращение с промысла с полным уловом в трюме и на палубе, если палубный груз предусматривается проектом, при 10% запасов; возвращение с промысла с 20% улова в трюме, а если предусматривается возможность приема груза на палубу—с 70% льда и соли и 10% запасов на палубе, причем, если лов ведется сетями, должны быть предусмотрены во втором и третьем вариантах нагрузки мокрые сети на палубе.
Учитывая особенность кренящих моментов и эксплуатации судна во время лова, правила предусматривают проверку остойчивости по критерию погоды в условиях промысла. При этом судно рассматривается на промысле без улова в трюмах, с открытыми люками, с уловом и мокрыми сетями на палубе, с 25% .запасов и полной нормой льда и соли. В тех случаях, когда выборка сетей и улова производится грузовыми стрелами, учитывается также подвешенный к стрелам груз, равный грузоподъемности стрел.
Учитывая, что лов рыбы осуществляется не при условиях погоды, соответствующих максимальной мореходности судна, проверку остойчивости судна на промысле по критерию погоды проводят при амплитуде качки, равной 10°, а давление ветра принимают на категорию ниже мореходности, на которую проектируется данное судно. В расчетах остойчивости угол крена, при котором комингс грузового люка входит в воду, считают углом заливаемости судна, и при этом угле крена диаграмма статической остойчивости обрывается.
Для промысловых судов остойчивость проверяется при следующих вариантах нагрузки: судно без улова, с производственным персоналом на борту и полными запасами; судно с полным уловом, производственным
персоналом на борту и 10% запасов; судно, как во втором варианте нагрузки, но с 20% улова.
Производственный персонал свыше 12 человек рассматривается в качестве пассажиров.
Начальная метацентрическая высота рыболовных и промысловых судов при всех вариантах нагрузки, включая «судно порожнем», должна быть не менее 0,05 м или 0,003 ширины судна, смотря по тому, что больше.