Борьба за живучесть суднаСтраница 21
При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах применять углекислый газ и водяной пар не рекомендуется.
Во время тушения пожара необходимо принять меры по борьбе с дымом, используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.
Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.
До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.
Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.
6. Борьба экипажа с аварийной утечкой (прорывом) аммиака.
При аварийной утечке (прорыве) аммиака в рефрижераторном отделении необходимо:
подать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции об аварийной утечке (прорыве) аммиака;
объявить по радиотрансляции мест сбира всех лиц экипажа, не имеющих конкретных обязанностей по этому сигналу;
прекратить все грузовые и промысловые операции;
произвести полную герметизацию трюмов и других помещений, где есть опасность отравления пищевых продуктов;
привести судно на курс, обеспечивающий безопасность экипажа от поражения парами аммиака в месте сбора;
произвести проверку загазованности жилых и служебных помещений и обеспечить эвакуацию пострадавших из этих помещений.
На судах, где имеется производственный персонал, группа охраны порядка и безопасности обеспечивает поддержание порядка при движении людей в проходах и на трапах. Эвакуация экипажа осуществляется в соответствии с установленными маршрутами.
Начальник аварийной партии (группы) машинно-котельного отделения (МКО) докладывает о готовности партии главному (старшему) механику и на ГКП, обеспечивает эвакуацию пострадавших и руководит производством работ по ликвидации аварии.
По дополнительной команде с ГКП в распоряжение начальника аварийной партии (группы) МКО поступают члены других аварийных партий (за которыми закреплены дыхательные изолирующие аппараты) с готовыми к действию аппаратами.
О всех повреждениях рефрижераторной установки, связанных с прорывом аммиака, члены экипажа, обнаружившие аварию, обязаны немедленно доложить вахтенному механику и вахтенному помощнику капитана.
Вахтенные МКО, обнаружив аварию рефрижераторной установки, должны:
доложить об аварии вахтенному помощнику капитана и главному (старшему) механику;
не дожидаясь объявления тревоги при помощи аварийной кнопки, находящейся у входа в рефрижераторное отделение, обесточить электрооборудование рефрижераторной установки и включить аварийную вентиляцию;
эвакуировать пострадавших из рефрижераторного отделения и МКО;