Борьба за живучесть суднаСтраница 20
Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинном или котельном отделениях надлежит.
прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;
произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из отделения всех людей;
одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.
Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и по указанию главного (старшего) механика. В случаях, не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком судна или в его отсутствие — вахтенным механиком, о чем следует немедленно доложить вахтенному помощнику капитана
Перед тушением находящегося под напряжением горящего электро-оборудования необходимо как можно быстрее его обесточить.
Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается
Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или галошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках.
Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств Однако во и .Лежание порчи тушить электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии — воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее.
углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует просушки,
при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.
Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловьми составами, паром или углекислым газом, используя для этого стационарные системы пожаротушения. Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях следует подавать в них бромэтиловые составы, пар или углекислый газ.
При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить капитану судна.
Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:
принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения;
с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне горения горючих газов и паров;
принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление инертными газами, охлаждение и т. п.) по устранению взрывоопасной концентрации горючих смесей
При горении топлива у борта судна необходимо:
вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30—40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожаемых судну местах;
охлаждать корпус в угрожаемых судну местах водяными струями.
При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.
Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные в приложении .